Как только рождается ребенок, мама тут же попадает в тиски устоявшегося мнения, что этот конкретный ребенок должен ходить в сад, чтобы социализироваться. Именно сад является репетицией взрослой жизни в социуме, во всяком случае, так говорит нам старшее поколение.

Я укажу еще один, не такой глобальный, как сад, вариант проверки на способность адаптироваться к окружающему социуму.

Это снежная горка зимой.

Внимательный зритель деликатно отметит, что проверку на адекватность проходят не все взрослые на горке, что уж говорить о детях. А ведь это- то самое поколение взрослых, которое дружным строем ходило в сад, то есть социальные навыки в нас должны быть отточены, как боевой меч самурая.

Расскажу одну историю, которой я была свидетелем, но уверена, что любой из вас может описать сотню подобных происшествий на горке, если вы проводите там время с ребенком.
Итак, представьте горку.

Из детей там всегда слеплена разноцветная куча-мала, которая готова прямо так, всей гурьбой съезжать по ледяной наклонной. С гиканьем и раскатистыми криками, которые слышны даже в соседнем районе.
Старшее поколение обычно просто наблюдает, но бывают ситуации, когда детей слишком много, а горка одна. И тогда самые сознательные родители спохватываются, что надо бы очередь соблюдать.

А младшему поколению невтерпеж!

Какая такая очередь, когда я уже попой сижу на ледянке!

Казалось бы, какая ерунда, но нет. Потому что в любом социуме всегда бок о бок существуют два равных подвида, среди которых один подвид все же чуточку равнее другого.

И тут начинается то неприятное, за которым почему-то неловко наблюдать даже тем, кто просто -сторонний наблюдатель.
- Олежка, я тебе сказала встань в очередь! Сейчас же! А то пойдешь домой! – громко кричит крохотная мама в шубе до пят, выхватывает у Олежки ледянку из- под попы и оттаскивает за куртку в сторону.

До меня долетает конец фразы, в котором отчетливо слышно “Мне за тебя стыдно! Ты что, не умеешь себя вести?”

- Киска, что ты стоишь, надо ехать! Не стой, замерзнешь!- говорит мама в горнолыжной куртке, подталкивая к краю горки мальчика в синем слитном комбинезоне, который нерешительно мнется в снегу.
За это время пятеро успеваю съехать вне очереди, а те, кто стоят и терпеливо ждут, начинают обиженно поглядывать в сторону родителей, мол, что за беззаконие.
Начинаются споры уже на уровне родителей, с переходом на личности.
А дети продолжают кататься! Самые бодрые забегают на лед и сразу скатываются, не обращая внимание на то, что за спиной, таких же – нетерпеливых, на ледянках-ватрушках-снегокатах – скопилось уже десяток.
Часть родителей демонстративно забирает своих рыдающих чад и уходит со словами “Пойдем на другую, цивилизованную горку”.

Приходит новая троица мальчишек, колоритная донельзя.
Один маленький и щуплый, второй –крепкий, как гриб-боровичок, и третий – длинный и худой, как гвоздь. Сначала они просто катаются вповалку, оглашая горку хохотом трех ломающихся мальчишечьих голосов.

А потом что-то происходит.

Не сговариваясь, они берут шефство над этой неорганизованной горкой.
- Толик, мелкую в розовом лови!- кричит боровичок, которого друзья зовут Сашкой.
Судя по тому, как радостно его слушаются, сразу становится понятно, кто в троице лидер.
И краснощекую девчушку (которая уже пристроила свою попу поверх ледянки, прямо на краю горки, и уже готова съезжать) аккуратно приподнимают и за руку отводят в конец очереди.

- Эй, малец! Сейчас едет пацан на снегокате! – боровичок королевским жестом отправляет мальчишку, в меховом капюшоне до бровей и с картонкой в руках, подальше от края горки.
И проверив, успела ли девочка внизу отбежать с ледяной поверхности, командует моему сыну:

- Пацан, съезжай!
Через пять минут- на горке сгенерирован практически образцово-показательный процесс.
Боровичок Сашка наверху у края горки следит, чтобы нарушители не прорывались без очереди, длинный и худой как гвоздь, который оказался Толиком, регулирует саму очередь от хвоста, а маленький и щуплый Даня, у которого неожиданно красивый низкий голос, внизу помогает подняться тем, кто уже съехал, и оттаскивает малышей с ледяной поверхности, чтобы не тормозить тех, кто ждет наверху.

Я стою и думаю “Бригада! Нет, не бригада! Дружина! Какие же классные!”

А через еще какое-то время на горку приходит высокая, статная пожилая женщина в длинной шубе, близоруко щурится, и, выхватывая взглядом из толпы боровичка Сашу, повелительно кричит “Александр! Домой!”
Сашка будто сразу становится меньше ростом, словно сдувается.
Он подхватывает с земли рюкзак, машет рукой Толику и Дане «Увидимся, мужики!».

И идет к ней, неохотно идет, словно предчувствуя нагоняй.
Мне так хочется догнать его и сказать, что он молодец.
Толик и Даня тоже уходят.
Через две минуты на горке снова хаос.
Слаженная очередь рассыпалась, будто и не было ее.

Горка- отличная проверка на социальную адаптацию детей. И тех, кто ходит в сад, и тех, кто рад быть дома с мамой.

Сашка, Толик и Даня четко показали, что дети прекрасно справляются с социальными отношениями. Особенно, если усвоить простую мысль – социализация ребенка не предусматривает интервенции взрослых.

Мы в Vkontakte                           Мы в Facebook