В конце каждого учебного года мамы в Интернете делятся с подругами не только пятерочными аттестатами и планами на отпуск, но и списками художественной литературы, выданными на лето. Мамы вчерашних первоклассников сетуют, как же ребёнок сможет самостоятельно прочитать такие объёмные произведения, а родители старшеклассников удивляются, что со времён их детства в школьной программе по литературе почти ничего не поменялось. Оказывается, у родителей и детей возникает куча проблем с этими самыми списками.

Проблема 1. Зачем читать дважды?

Почти каждый школьный список летнего чтения составлен на основе учебной программы, по которой занимается ребёнок, и в нём упомянуты те самые произведения, что рекомендуют авторы учебника по литературному чтению для изучения на уроках и по внеклассному чтению. Нередко учителя просто берут его из соответствующего учебно-методического комплекса, ничего не добавляя от себя лично или разбавляя всё же несколькими заголовками, которые впоследствии хотят обсудить на классном часе или ещё как-то использовать. В итоге ученики получают примерный список произведений, который они будут изучать в следующем учебном году. Предполагается, что дети прочитают летом два-три десятка книжек с тем, чтобы прийти осенью в школу и… вновь начать читать те же самые книжки (или, что более вероятно, отрывки из них), но уже в соответствии со смысловыми акцентами и задачами, которые поставят учитель и авторы учебника.

Пожалуй, это оправдано, когда речь идёт о старшеклассниках. В конце концов, вряд ли у человека 16-17 лет между подготовкой к ЕГЭ и репетициями выпускного вальса будет достаточно времени, чтобы вникнуть в четыре тома «Тихого Дона». Ничего не остаётся, как прочитать их и все остальные книжки летом (по крайней мере, если в планах есть ЕГЭ по литературе и, допустим, необходимость чувствовать себя человеком более-менее культурным). В чём же сакральный смысл этого двойного чтения для учеников младшей школы, родителям и детям остаётся только догадываться. Безусловно, дети лучше запомнят тексты, если прочитают их несколько раз, но ведь это уже вовсе не история про любовь к чтению.

Проблема 2. А что именно читать?

Получив на руки списки летнего чтения, некоторые ответственные родители тут же бросаются в библиотеку, чтобы собрать стопку полезного рекомендованного книжного контента. Не надо на календарь смотреть: раз библиотекари начинают метаться в поисках 115-го «Конька-горбунка» и записывать в очередь на сказки А. С. Пушкина, значит наступило лето и период «чтения по списку». Тут некоторые ответственные попадают впросак. Во-первых, оказывается, что объёмы, которые должен прочитать школьник за лето, существенно больше тех, что прочитывает среднестатистический родитель за целый год (вообще ему конечно же «некогда», и он уже давно «всего этого начитался»). Во-вторых, некоторые учителя могут указать загадочные пункты, вроде «Стихи М. Ю. Лермонтова», и тут уже родителям и детям самим придётся решать, брать полное собрание стихотворений, ограничиваться «Парусом» и читать ли «Мцыри», пусть это даже не стихотворение, а поэма. К счастью, во многих «летних рекомендациях» названия произведений всё-таки уточняются, более-менее разделены по темам, список основных произведений отделён от дополнительных, а иногда (впрочем, крайне редко) даже снабжён какими-то комментариями.

Ещё один общий недостаток всех наших школьных списков – это исключительная их инертность по отношению к литературному процессу и концепции детства в целом. Почти наверняка родители обнаружат там фольклор, произведения писателей XIX в. и какую-то советскую классику, а самым современным писателем во всём перечне будет Э. Успенский (хотя бывают исключения, когда в списке летнего чтения вдруг обнаруживается Станислав Востоков или даже Сергей Седов, но это редко). Вряд ли мы найдём в таком списке современные книги про особых детей, ситуацию инклюзивного образования, преодоление школьного моббинга, современные детские увлечения и истории, в которых как-то отражаются достижения сегодняшней науки или сделана попытка понять актуальное искусство. А вот «Цветик-семицветик» там наверняка будет!

Проблема 3. Как нам это читать?

Будущие первоклассники и ученики, которые перешли во второй класс, зачастую читают ещё довольно плохо. Скорость чтения многих детей в этом возрасте – менее ста слов в минуту. Между тем, в их списках летнего чтения стоят вовсе не специальные книги для начинающих читателей, а, допустим «Чук и Гек» Аркадия Гайдара, «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен и ещё пара десятков подобных текстов. Совершенно очевидно, что сам ребёнок всего этого не прочитает. В таких случаях учитель может посоветовать читать книжки «вместе», когда небольшой кусочек текста читает ребёнок, а остальное – кто-нибудь из родителей. У некоторых это даже получается. Нельзя не отметить, что для многих детей куда больше было бы пользы от чтения увлекательных, игровых историй, созданных специально для таких не очень умелых пока читателей. Так они могли бы целенаправленно и с удовольствием улучшать свои читательские компетенции, вместо того чтобы выполнять пока слишком уж тяжелую для себя задачу, пусть даже и с помощью родителей.

Проблема 4. Как с прочитанным работать?

Почти всякий список летнего чтения сопровождается рекомендацией заносить прочитанное в читательский дневник, который должно сдать в начале следующего учебного года. Форма такого дневника отличается в зависимости от требований школы и учителя. Чаще всего в таких дневниках записывается имя и фамилия автора, название книги, несколько предложений по поводу содержания. Иногда дети должны указать количество прочитанных предложений или страниц, перечислить главных героев, нарисовать иллюстрацию или ответить на самый «любимый» вопрос специалистов по детскому чтению «Чему учит эта книга?». Стоит ли говорить о том, что чаще всего заполнение такого рода отчётности не доставляет удовольствия маленькому читателю? Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что некоторым это дело нравится.

Считается, что именно читательский дневник привьёт ребёнку навык осознанного чтения, научит замечать детали и делать выводы из прочитанного. Интересно, сколько детей из тех, что сдали подготовленные летом читательские дневники, на самом деле овладели столь редкими у среднестатистического обывателя навыками благодаря именно этой работе? Но самое печальное в обязательном школьном читательском дневнике даже не его сомнительная эффективность, а то, что это – едва ли не единственный способ работы с текстами заданных на лето художественных произведений, практикуемый в наших государственных школах. Очень редко (или родители просто скрывают этот факт) детям предлагается в конце лета представить проект по любимой, самостоятельно выбранной книге, сделать интересный коллаж, поставить спектакль, придумать продолжение классической истории или продемонстрировать любой другой, нестандартный вариант взаимодействия с полюбившейся книжкой.

Есть ли альтернативы

На самом деле кого-то из родителей и педагогов вполне устраивает существующее положение вещей: есть школьная программа по литературе, есть какой-никакой рекомендательный список, «проверенный поколениями», что, собственно говоря, ещё нужно? Берите и читайте, не измышляя ничего «от лукавого»!

Но таких согласных не так уж много. Куда больше тех, кто чем-то недоволен. Одни радуются тому, что шестиклассникам рекомендуют читать «Дон Кихота» и даже говорят, мол, поздно, раньше надо было это читать, классе во втором, другие возмущаются, дескать, это только специалистам-филологам можно понять, а зачем это всё детям? Некоторым не нравится, что в школьных списках нет современных текстов или же мало произведений зарубежной литературы, а кто-то говорит, что там слишком много поэзии, причём все стихи плачевно одинаковые – о природе. Можно, пожалуй, собрать клуб ненавистников читательских дневников и общество с условным названием «Я ненавидел читать это в детстве».

Возможен ли вообще консенсус по поводу этих летних школьных списков? Я думаю, да. Уже сегодня некоторые школы и отдельные педагоги пробуют модернизировать списки чтения, включая в них новые произведения современных авторов, или просто дифференцируя их в соответствии с уровнем и интересами каждого ученика. Меняются и формы контроля летнего чтения. А есть и радикальное решение: взять эти списки, да и отменить разом. Пусть читают, что хотят! Лишь бы читали. Правда тогда возможна другая проблема: тут же появится куча противников этой меры, и в родительских социальных сетях начнут формироваться сообщества по сбору и обсуждению старых добрых, очень хороших списков чтения на лето, отменённых не иначе как по какому-то недоразумению.

А ваши дети читают заданный на лето список по внеклассному чтению?

Посмотреть результат

Мы в Vkontakte                           Мы в Facebook