Не вой и не сокрушайся, выручим твой сундук.

Нафаня

Перед началом учебного года, переводом в другую школу или детский сад, дети часто испытывают эмоции, вызывающие у них тревогу. Это не только радость от предвкушения чего-то нового, эдакого приключения, но и вполне конкретные страхи: а вдруг воспитатель (учительница) окажется слишком строгой, а как я буду совсем один в течение  дня, а если мне не понравится, но я не могу уйти и тд.  Более того, малышу иногда сложно объяснить, что его беспокоит. Задача мамы  помочь преодолеть этот непростой период.

1.Налаженный режим, правильное питание, активный отдых и прогулки на свежем воздухе помогают урегулировать не только физическое, но и душевное состояние ребёнка.  Когда малыш не высыпается или переедает/голоден, мало двигается, подавленное состояние или волнение сложнее преодолеть.

2.Если ваш ребёнок переходит в новую школу или поступает в первый класс, найдите время, чтобы сходить к зданию школы вместе с ним. Во-первых, маршрут – если вы продумывали его самостоятельно, то совместный поход может преподнести сюрпризы. Во-вторых, увиденное здание школы, её двор и игровые и спортивные площадки, возможно, встреча с классным руководителем и одноклассниками, часто снимают часть тревоги, потому что нередко дети опасаются чего-то абстрактного.

3. Разговаривайте с ребёнком, спрашивайте, что его беспокоит, пусть озвучит свои тревоги. Объясните, что то, что он волнуется – нормально. Вспомните истории из своего детства.

4. Если у школы есть сайт или группа в социальных сетях и там рассказывается об основных событиях в жизни учеников, мероприятиях и праздниках, обязательно посмотрите эту страницу с ребёнком, обсудите, сколько всего интересного происходит, узнайте, в чем бы он хотел принять участие.

5. Дайте малышу время адаптироваться к новой для него ситуациине подгоняйте, не ругайте за рассеянность и потерянные вещи.  У него и так немало поводов для расстройства.

6. Проиграйте ситуации. В дне 1 мы говорили с вами о вопроснике «А что если..?».  Побудьте в роли ребёнка и в роли учителя. Разыграйте сценки из школьной или садиковской жизни. Если малышу сложно – пусть на его месте побудет любимая игрушка.

Для чего? «Всё будет хорошо», «Ты молодец!» – фразы хорошие, но неконкретные.  Они часто ни взрослым, ни детям особо не помогают и выглядят в глазах волнующегося человека так, будто от него отмахиваются. А вот подумать над решением того или иного вопроса – это уже действие. И на будущее такая тактика точно пригодится.

7. Сейчас очень распространены советы про 5 благодарностей и 7 радостей в конце дня.  Оскомину они набили, конечно, но есть в этом и разумное зерно. Вопрос «Какие у тебя были три радости сегодня?»  отвлекает и настраивает на благодушный лад, программирует искать хорошее.

8. Обратите внимание на своё поведение. Дети прекрасно считывают наши состояния. Если мама ходит взвинченная, с дёргающимся глазом и потерянным видом, это не сможет не отразиться на ребёнке. Подумайте об этом.

9.Первые дни очень важны. Поддержите ребёнка. Дайте с собой «волшебную» картинку, которую малыш положит в кармашек или за обложку дневника. Нарисуйте сердечко на ладошке. Наденьте ему особую брошку – что угодно, чтобы он ощущал ваше незримое присутствие.

Список стоп-фраз

Не надо говорить

Лучше сказать

Да там совершенно нечего бояться!Там есть, чего бояться. Достаточно вспомнить себя в этом же возрасте, или на новой работе, или в иной похожей ситуации. А у ребёнка всё гораздо эмоциональнее проходит. Я понимаю, тебе страшно. Когда-то я тоже очень боялась. Вот, например, когда я была маленькой…
Поверь мне, всё будет хорошо!Будет, но малыш об этом ещё не знает. Зато он нервничает, у него повышается давление, он напрягается, растёт уровень кортизола. Нервная система в режиме аврала. Помогите успокоиться делом, а не словом. Давай сейчас сделаем глубокий вдох и посчитаем до 4. Задержи дыхание, снова досчитай до 4, а теперь меееедленно-медленно выпусти из себя воздух, будто ты воздушный шарик.
Бояться нечего, потому что…Напоминаем, нервная система на взводе, префронтальная кора, отвечающая за логику, в ступоре, пока эмоции зашкаливают. Давай представим, что ты попал в тихое место, где можно не волноваться, опиши его……а когда малыш успокоится, можно объяснить ему, что иногда мы боимся просто потому, что так делали нашли далёкие предки.  когда некогда было думать, надо было бежать-спасаться. Если ты боишься, что что-то произойдёт, вовсе необязательно, что страхи реальны. Точно так же, как и выдуманное спокойное место.
Не понимаю, чего ты так волнуешься.Нет, нет и ещё раз нет. Ребёнок ищет защиты у самого близкого человека. Ему нужно именно принятие и понимание. Я понимаю, почему ты так волнуешься. Природа заложила в нас страх, чтобы защитить, как древних людей, спасавшихся от диких животных.Потратьте время и найдите информацию о том, что происходит с человеком, когда он волнуется (потеет, плохо соображает, затруднённое дыхание, трясутся руки и ноги, сердце бешено стучит). Объясните ребёнку физическую природу его эмоций – это часто помогает понять себя и волноваться меньше.

 

А следующий раз мы поговорим о том, стоит ли устраивать праздник в честь первого дня в школе или садике. И почему это важно, в том числе и для того, чтобы снять напряжение от тревоги.