Мама, которая поставила себе задачу научить ребёнка чтению, обычно справляется с этой задачей за несколько месяцев без особенных сложностей. Но некоторые мамы сначала предпочитают заглянуть в интернет, дабы подковаться теоретически. И тут впору впасть в панику и ужаснуться, потому что оказывается, что методикам обучения чтению нет числа! Из их описаний можно формировать не просто энциклопедию, а целый многотомник. Вдруг оказывается, что читать нужно учить не с отдельных букв, а складами, нет, не складами, а сразу целым словом, нет, не целым словом, а с помощью ребусов, заниматься 5 минут в день или 15, нет, не заниматься, пока ребёнок сам не проявит желания, да и вообще ещё рано, точнее, наоборот, поздно… От обилия методических рекомендаций и разнообразных пособий голова начинает идти кругом, а вера в свои силы и педагогические способности угасает.

Так перед мамой открывается минимум три пути:

    • Доверить ребёнка специалистам, так что репетитор или учебный центр, не напрягая родителей, обучит ребёнка чтению с помощью кубиков Зайцева или каких-то других пособий;
    • Выбрать и изучить самой какую-то из симпатичных и кажущихся разумными методик и постараться применить её на практике (не всегда это удаётся, сплошь и рядом слышны горестные вздохи на тему «А у нас Доман не пошёл» или «как видит складовую таблицу – убегает»);
    • Пойти простым традиционным способом: учить буквы, далее учить складывать буквы в слоги и, наконец, переходить к чтению слов.

Обнадёживает и утешает, что какой бы путь мама ни выбрала, всё равно к 6-7 годам она скорее всего будет иметь более-менее читающего ребёнка, не обязательно виртуозно владеющего навыком, но вполне годного для первого класса.

Попробуем немного помочь тем мамам, которые выбирают третий путь, а именно, начинают со знакомства с буквами. Какими средствами и пособиями обычно обзаводятся и на что обратить внимание при покупке?

Хороший лазерный цветной принтер

Да-да, именно это средство позволит маме распечатать великое множество букв всех цветов и размеров, с картинками и без, разных цветов и чёрно-белые.

Чем хорош этот путь?

  • Можно самой сделать любое количество печатных дидактических материалов;
  • Можно опытным путём установить, какие именно разновидности материалов лучше всего усваиваются ребёнком, и делать именно их, не обращая внимания на другие, бесполезные вам разновидности.

Возможные минусы этого пути:

  • Очень затратно по времени – материалы надо найти в интернете или напечатать самой, подобрать нужный шрифт и размер, потом распечатывать, вырезать ножницами, ламинировать скотчем или вставлять в фотоальбом с пластиковыми страницами… У работающей или сильно загруженной хозяйством мамы, подготовка займёт много времени.

Плакат с буквами

Плакат с буквами, который можно повесить на стену. Эти плакаты бывают очень разными. Есть большие плакаты, на которых просто изображены печатные или прописные буквы. Есть пособия, где к каждой букве нарисована картинка с изображением предмета, начинающегося на данную букву. Есть плакаты говорящие, у которых при нажатии на ту или иную букву приятный женский голос произносит её. При этом, во многих говорящих плакатах произносится именно буква, а не звук, т.е. «ША» вместо «ШШШ», что, по мнению специалистов, не очень хорошо для дошкольников.

Плюсы этого пособия:

  • Буквы у ребёнка постоянно перед глазами, можно по несколько раз в день подходить вместе с малышом к плакату и запоминать несколько букв, не усаживаясь специально за парту и не устраивая занятий, похожих на школьные.

Возможные минусы:

  • Минусы могут быть связаны в качеством самого пособия: неудачный шрифт на плакате может затруднить узнавание буквы, некрасивые или слишком яркие картинки плохо скажутся на развитии художественного вкуса ребёнка и отвлекут внимание от собственно буквы, произнесение названия буквы вместо звука в говорящих модификациях затруднит переход от буквы к слогу впоследствии.

Магнитная азбука

Это, как правило, пластмассовые буквы, с задней стороны которых приклеен или просто вставлен магнит. В последнее время появились также бумажные модификации с магнитом сзади, они конечно менее крепкие и надёжные. Магнитная азбука может продаваться вместе с магнитной доской, а может и отдельно, так что её можно использовать, например, на холодильнике.

Плюсы этого приложения:

  • Помимо визуального знакомства с буквой, её можно потрогать, повертеть в руках, т.е. дополнить визуальный и слуховой опыт сенсорным опытом, так что буква и её внешний вид скорее запомнятся, особенно если речь идёт о подвижном ребёнке, ребёнке-кинестетике;
  • Использовать можно на любой поверхности, не только магнитной, выкладывать буквы на полу, делать из них узоры и композиции, так что чужие непонятные крючки быстро станут знакомыми ясными формами.

Возможные минусы:

  • Понадобится минимум два набора магнитных букв. Во-первых, они имеют обыкновение закатываться в дальние углы и теряться. Во-вторых, для следующего этапа – изучения слогов и составления слов букв одного набора слишком мало;
  • Магниты довольно часто держатся внутри не лучшим образом, не исключено, что придётся их подклеить;
  • Часто буквы в магнитных азбуках делают разноцветными, при этом вовсе не по принципу «гласная-согласная», а просто предлагая пособие, буквы в котором раскрашены во все цвета радуги, хотя кому-то эта яркость может мешать.

Интерактивное приложение для компьютера

Особенно много такого рода приложений сейчас выпускается для планшетных компьютеров. В качестве примера такого приложения можно привести «Живую азбуку» для iPad/iPhone от Олега Шадрина с рисунками О. Гривиной. В данном приложении для каждой буквы нарисована очень красивая картинка, которая движется, меняется и делает что-то интересное для ребёнка. Буква также ярко показана на экране, диктор произносит её название (к сожалению, опять не звук, а именно букву).

Плюсы такого рода приложения:

  • Ребёнок занимается самостоятельно, не нуждаясь в помощи родителей;
  • Занятие не имеет вид обязательных школьных уроков, а похоже на увлекательную игру, проходит весело и с удовольствием;
  • Планшетный компьютер или айфон – очень мобильное устройство, и довольно легко в любую поездку, в очередь и т.п. взять с собой целый комплект обучающих приложений.

Возможные минусы:

  • Далеко не всем детям дошкольного возраста могут быть рекомендованы занятия на компьютере вообще, и вообще всем – занятия не дольше 10-15 минут;
  • Часто интерактивная составляющая приложения полностью затмевает обучение. То есть ребёнок с удовольствием разглядывает красивые движущиеся объекты, а буквы в это время проплывают мимо его сознания.

Книжка-азбука

Самый простой традиционный способ, а выбор – огромнейший. От обычных книжек, где напечатаны буквы и картинки, до сложных интереснейших авторских азбук и букварей. Один из лучших примеров в этом ряду – это книга Г.Юдина «Букварёнок». Эта книжка полностью написана и нарисована одним автором. Занятия по ней увлекательны и интересны, и, судя по отзывам родителей, её приходиться не раз перечитывать. Структура у книги следующая: один разворот посвящён изображению буквы и предмета, на неё похожего, следующий – смешному рассказу, в словах которого часто используется данная буква, а третий разворот – познавательный, с увлекательным энциклопедическим текстом о предмете, название которого начинается на изучаемую букву.

Отдельно стоит остановиться на многочисленных поэтических азбуках, где на каждую букву алфавита придумано по стихотворению. Несмотря на привязку к азбуке, данные издания чаще всего имеют не столько дидактический, сколько художественный смысл. Здесь хочется посоветовать родителям не обращаться к дешёвым картонкам, где кое-как зарифмованы неуклюжие строчки, а отдавать предпочтение поэтическим азбукам признанных детских поэтов, таких как С. Маршак, Б. Заходер, М. Яснов, В. Берестов, с хорошими иллюстрациями.

На плюсах и минусах этого рода пособий останавливаться не будем, поскольку, во-первых, разного рода азбук – великое множество, во-вторых, более универсально инструмента для обучения, развития и развлечения, чем книга, пока никто не придумал, стоит ли тут говорить о минусах?

В качестве ещё одной разновидности распространённых пособий для изучения букв можно назвать дидактические тетради для занятий с дошкольниками, которые выходят в самых разных сериях, но самые лучшие из них очевидно заслуживают отдельного материала.

Лучше всего не ограничиваться одним пособием, а скомбинировать сразу несколько. Плакат на стене станет подспорьем к чтению азбуки, а магнитная азбука обязательно пригодится ребёнку, у которого через 15 минут занятий забрали айпад и предложили позаниматься чем-нибудь другим.