Как известно, младший дошкольник по существующим нормативам должен уверенно различать и называть 4 основных цвета, а старший дошкольник знать цвета радуги, названия оттенков и правила смешивания цветов. В реальности всё, как обычно, совсем не так: некоторые трёхлетки виртуозно отличают розовый от пурпурного и фуксии, а есть шестилетки, которые упорно продолжают путать зелёный с синим, при этом вовсе не обязательно первые являются вундеркиндами, а у вторых проблемы с развитием. Просто дети обладают способностью запоминать и выделять для себя то, что им интересно, и пропускать мимо ушей всё остальное.

Маме, которая хочет научить ребёнка чему-либо, важно чётко сформулировать себе задачу. Чего она хочет добиться в итоге и почему это важно? В нашем случае, когда речь идёт о восприятии и узнавании цветов, ответы могут быть очень разными. Например, «для того, чтобы сдать тест психологам», «для того, чтобы развитие моего ребёнка соответствовало возрастным нормам, мне так спокойнее». Или так: «я хочу, чтобы он впоследствии хорошо разбирался в живописи», «я хочу, чтобы он понимал, что мир интересен не только жизнью и движением, но и цветами и оттенками, чтобы учился наблюдать и созерцать». После постановки задачи стоит учесть второй, ничуть не менее важный момент: какую бы цель мама ни ставила, она должна постараться сделать процесс познания творческим, интересным, таким, чтобы в итоге ребёнок не только хорошо различал цвета и оттенки, но и был уверен в том, что узнавать новое – это интересно.

Для занятий по изучению цветов как с младшим дошкольником, так и со старшим пригодятся две разновидности материалов: материалы для творчества и специальные дидактические игры и пособия. Играть с первыми интереснее, зато со вторыми нет опасности увлечься творчеством в ущерб обучению, так что лучше всего чередовать те и другие в ваших повседневных занятиях или даже совмещать их.

Из материалов для творчества хочется указать прежде всего такие, как цветной картон, гофоркартон, краски (малышам можно предложить пальчиковые краски, наборы из 4-х основных цветов, а детям постарше – обычную гуашь, акварель с большим количеством оттенков), разноцветный пластилин, подойдёт и самый разный декор: фигурки из декоративной пористой резины (они обычно одноцветные), однотонные наклейки, бусины и стразы разных цветов и разноцветные перья. Самый простой способ работы с этими материалами – это заниматься творчеством от души, а во время этих занятий аппликацией, размазыванием краски, катанием колбасок из пластилина акцентировать внимание на цвете детских арт-объектов. Когда моменты свободного творчества наскучат, можно привнести в занятия с материалами для творчества элемент организованности. Выбирайте одну из 10 игр!

1. Вырезаем из цветного картона круги. Украшаем круги шариками из пластилина того же цвета, что и круг. Из шариков можно придумать интересный узор или орнамент и таким образом украсить круги. Особенно красиво такие работы смотрятся на гофрокартоне. Не забываем называть тот цвет, с которым работаем.

2. Простая сортировка предметов и материалов. Можно в отдельные кучки сложить всё жёлтое, всё синее, всё зелёное, а потом посмотреть, какая кучка больше и порассуждать, на какую из них вам приятнее смотреть.

3. Делаем одноцветную аппликацию, точнее – несколько одноцветных аппликаций. Придумываем сюжет, интересный ребёнку и на разных листах делаем одинаковые одноцветные картинки: машины, город, дерево, кукла. Потом кладём рисунки рядом и называем, где какой цвет. Вообще, 6 одинаковых поездов разного цвета, повешенные на стене друг над другом, способны затмить даже Энди Уорхолла.

4. Игра с красками «Спрячем фигуру!» На плотных листах картона разных цветов вырезаем силуэты животных и разных объектов, пусть цвет картона соответствует реальному цвету предмета в природе, не нужно зелёных зайцев и красных бананов! Получившийся шаблон кладём на лист белой бумаги и предлагаем ребёнку «спрятать» объект с помощью кисти и красок: закрасить его тем же цветом, что и картон. Затем шаблон можно убрать и увидеть, что же получилось в итоге, полюбоваться или даже дорисовать картинку. Не забываем акцентировать внимание на цвете!

5. Самая популярная игра с красками – цветовой круг. Чертим на листе белого плотного картона большой круг и делим его на шесть равных секторов. На каждый второй сектор выкладываем лопаткой понемногу краски трёх основных цветов: синий, жёлтый и красный. На пустых секторах смешиваем соседние краски, в результате получаем цветовой круг, в котором наглядно показаны законы смешивания цветов, изменения и отличия.

6. Делаем коллажи-плакаты на тему «эти вещи одного цвета». Для этого лучше запастись большими листами формата А3, а то и вовсе ватманом. Из старых журналов, ненужных книг и отработавших своё дидактических пособий вырезаем всё синее, красное, жёлтое и прочее и клеим картинки каждого цвета на свой большой лист. На том же листе можно наклеить кусочки цветной бумаги соответствующего цвета, нарисовать красками фон. Сверху листа подпишите название цвета.

7. Ищем цвета на клумбе и лесной поляне. Эта игра подходит для лета, того его периода, когда на улице можно найти много цветущих растений. Нужно взять папку, на которой в ряд сверху вниз отмечаются цветные кляксы. Затем рядом с зелёной краской приклеиваем или закрепляем другими способами листья деревьев и травы, рядом с жёлтым – лепестки цветов жёлтого цвета и так далее. Эта игра очень увлекательна, особенно когда несколько детей соревнуются, кто найдёт больше примеров на клумбе для каждого цвета. Она поможет наглядно увидеть разнообразие оттенков разных цветов в окружающем мире, научит наблюдательности и умению выделять в разноцветном мире нужный цвет.

8. Игра со стаканчиками воды. В прозрачные стаканчики, наполненные чистой водой, капаем акварельные краски, так чтобы вода окрашивалась в такой же цвет. С помощью кисточки и акварели пробуем изменять интенсивность цвета, делать смешивание цветов в этих стаканчиках. С этими реквизитом можно не только изучать цвета, но и играть в ресторан или лабораторию алхимика.

9. Со старшими дошкольниками можно уже не просто изучать цвета, а совмещать изучение цветов и оттенков и страниц из истории культуры. Например, если ребёнок любит рисовать, выбирайте картину, в которой преобладает одна определённая гамма цветов, рассматривайте её с ребёнком и смело копируйте! Все великие живописцы начинали именно с этого, а ваш если и не станет великим живописцем, то хотя бы научится отличать Моне от Рафаэля!

10. Для изучения оттенков хорошо использовать гуашь и экспериментировать с нейтральными цветами: белым, серым и чёрным. Предложите ребёнку попробовать добавить в каждый из цветов гуаши понемногу нейтральных цветов и понаблюдайте вместе, что получится.

Родителям, которые хотят совсем уж всерьёз заняться со своими дошкольниками цветоведением, подскажем: хорошим подспорьем в этом деле вам станет сервис Яндекса под названием «найди свой цвет в Яндексе». Этот сервис поможет вам разобраться в многообразии оттенков и наглядно показать, чем «индиго» отличается от «пурпурного» и «фиолетового».

Не так уж мало настольно-дидактических игр и игрушек, с помощью которых можно изучать цвет в окружающем мире. Среди деревянных игрушек вам помогут разноцветные кубики, которые можно сортировать по цветам, выкладывать из них цветные дорожки и узоры, строить здания и города разных цветов. Окрашенные кубики хорошего качества можно найти как у отечественных производителей, так и среди импортных строительных наборов.

Монтессори-педагогика в своё время стала толчком к появлению совершенно нового типа игрушек, с помощью которых дети учатся мыслить нестандартно и могут самостоятельно постигать многие вещи. Именно в этой традиции сделаны деревянные игрушки немецкой фирмы Grimms. Для занятий по теме «Цвета и оттенки» особенно хорошо подходит круглая мозаика «Цветовой круг», состоящая из разноцветных деталей разной формы, которые можно собрать в стройный круг.

Совместить изучение цвета и форм предлагает российский производитель Томик (впрочем, не только он), для этого компанией была выпущено деревянное разноцветное лото, которое содержит карты с изображением самых разных форм, окрашенных в различные цвета.

Если ребёнок любит возиться с карточками, то лучше запомнить цвета помогут дидактические игры на картоне. Цветное домино, где части присоединяются друг к другу по принципу соответствия цвету, и разноцветное радужное лото предлагает детям польский производитель Granna. Отличные игры на изучение цвета, а также тренировку логики и внимания можно найти среди настольно-печатной продукции фирмы Дрофа-медиа. Например, игра «Карандаши» из серии мини-игр предлагает определить, какие несколько цветов присутствуют на каждой картинке, а игра «Цвета» из серии игр на ассоциацию предлагает сложить разрезную картинку с изображением предметов одного цвета.

В заключение нельзя не упомянуть блоки Дьенеша, развивающий потенциал которых просто неисчерпаем. Среди блоков Дьенеша (их 48) нет ни одной одинаковой фигуры. Даже если получится найти три жёлтых треугольника, они окажутся разной толщины со сторонами различного размера. Сами фигуры окрашены в один из трёх основных цветов: красный, синий или жёлтый. Этот игровой набор – идеальный материал для обучения сортировке и объединения предметов по общим признакам. Мама может рассыпать блоки Дьенеша по полу и предложить малышу собирать все красные фигуры, кроме кругов, или выбрать исключительно синие треугольники. Таким образом, ребёнок будет не только определять цвет, общий для фигур, но и учиться классифицировать их, т.е. выполнять непростую для себя логическую операцию.

Каждая из предложенных игр и пособий не только поможет научиться определять цвета, но и окажется полезной в каких-то других, не менее важных аспектах. Выбирайте те, которые лучше всего подходят ребёнку и, скорее всего, если играть регулярно, проблем в определении цвета и оттенка у него не возникнет.


Другие рецензии на дидактические пособия:

Строим деревянный город

Самые первые, самые интересные и очевидные для всех детей и родителей игры – это строительные игры, в ходе которых дети строят домики и другие сооружения, воздвигают города и замки, прокладывают улицы.
читать далее »

Многообразие пазлов в детском развитии

Родители охотно покупают сначала пазлы из 2-4 частей, затем из 15-24 кусочков и так далее, чем больше частей ребёнок способен собрать воедино – тем сильнее родители будут гордиться.
читать далее »

Развитие графо-моторных навыков у детей. 1 часть

Особое внимание сейчас логопеды и учителя уделяют такому направлению в области развития мелкой моторики, как развитие графо-моторных навыков, а именно, умение оперировать с ручкой и карандашом, проще говоря, писать.
читать далее »