Выучить таблицу умножения сложно, если ее учить как стихотворение наизусть, хотя, конечно, те примеры, которые попадаются в рифму, очень здорово помогают.
Шестью шесть – тридцать шесть
шестью восемь – сорок восемь

Забавно, что и семью восемь можно срифмовать с сорок восемь.

Легко запомнить слова песенки:
дважды два четыре
пятью пять – двадцать пять
Но и трижды пять тоже можно спеть – двадцать пять.

Это смущает, особенно в самом начале изучения таблицы умножения.
Опытным путем мы решили, что наш ребенок будет изучать таблицу умножения таким образом, чтобы было легко и интересно; чтобы таблицу умножения можно было потрогать руками, попробовать на вкус и понять, решая задачки.

Итак, мы начали с нуля. Разумеется, родителю легко объяснить как про ноль, так и про один. Чтобы не путаться, можно попрактиковаться, решая задачки такого плана:
У трех поросят не было яблок. Сколько было всего яблок у каждого из трех поросят?

После нуля и единицы следует запоминать таблицу умножения на два. Ее вообще можно учить, прыгая по лестнице через ступеньку. Ребенок поймет идею “перескакивать через ступеньку” и легко сможет перенести эту ассоциацию на числовую прямую. Так, незаметно для себя, ребенок запомнит концепцию считать двойками и сможет умножать на два далеко за пределами школьной границы таблицы умножения. Осознание того, что нет границ, мотивирует ребенка познавать новое с интересом и без страха, что он учит что-то сложное.

После двойки можно научиться считать пятерками. Разумеется, пальцы на руках окажут большую помощь в этом непростом деле. А когда считать пятерками ребенок научится в голове, дело уже перестанет быть непростым;)

После пяти мы перепрыгивали сразу на 10. Наш любознательный ребенок был удивлен, что нет предела на числовой прямой, и все пытался максимально возможно увеличить в десять раз.
Практиковаться в умножении на 10 можно не просто примерами, а игрой в увеличитель.

Если уж прыгнули на 10, спускаться будем по одной ступеньке на 9.
Таблицу умножения на 9 несложно учить двумя способами:
2*10=20
20-2=18
значит 2*9=18

Или чудесным образом на пальцах!

Для начала сложим свои руки перед собой на стол и мысленно пронумеруем пальчики слева направо от 1 до 10.
Чтобы выполнить действие умножения, допустим девять на четыре, загибаем четвертый слева пальчик. Ответ готов: оставшиеся незагнутыми пальчики слева от загнутого образуют количество десятков в ответе, а незагнутые справа от загнутого — количество единиц. Считаем, и говорим ответ: 36!

После того, как усвоили умножение на 2, 5, 10 и 9, учим таблицу умножения на 4 (результат можно считать в два приема: 2*2+2*2=2*4).
Когда мы умножали на 4, мы играли с колючим конструктором:

После того, как разобрались с четверкой, уже не так сложно стало разобраться и с восьмеркой. Изучая это, мы обратили внимание на то, что, 2*8=16 это и 4*4=16 тоже. Так мы сделали маленькое открытие, что есть числа, которые состоят из двоек: 2, 4, 8, 16, 32, 64 и так далее.

Умножая на три, мы опять сделали открытие, что если умножать четное число на три, результат будет четный, а если нечетное – нечетный.
3*5=15 – 5 и 15 нечетные
3*6=18 – 6 и 18 четные

Изучение таблицы умножения требует постоянной практики. Чтобы ребенку не было скучно решать в тетрадке пример за примером, мы использовали детальки конструктора Лего в качестве вспомогательного материала.

Перед тем, как переходить к “большим числам”, мы раскрасили таблицу, где видно обратимые примеры:
5*7=7*5
7*6=6*7
8*4=4*8

И с этой таблицей решать задачи на таблицу умножения гораздо приятнее – во-первых, она всегда под рукой, а во-вторых, она самодельная!

Когда стало ясно, что ребенок понимает принцип таблицы умножения и может назвать ответ на память или рассчитать от ближайшего примера, который крепко засел в памяти, можно заниматься более сложными задачками. Например, попробовать таблицу умножения на вкус – сделать вкусный математический фруктовый салат!

Веселого Вам обучения!

Мы в Vkontakte                           Мы в Facebook