Дорогие родители, теперь вам не надо ломать голову и мучительно выдумывать интересные занятия для ребенка. Каждый понедельник мы публикуем веселое расписание с идеями на всю неделю. Занятия очень просты в исполнении, ими можно заниматься с детьми самого раннего возраста, к тому же без особых затрат времени и сил.

Понедельник

Сегодня мы продолжим исследовать свойства воды, которые начали изучать в предыдущих выпусках здесь и здесь. Поговорим о поверхностном натяжении.

Для эксперимента потребуются вода, пипетка и стаканы. Один из стаканов необходимо наполнить холодной водой до краёв и проверить, действительно ли это максимальный объём, который может вместить стакан. Начнём аккуратно приливать по каплям воду, не касаясь поверхностной плёнки. В какой-то момент невооружённым глазом станет заметна водная «подушка», возвышающаяся над поверхностью стакана. Почему же вода не выливается?

Дело в том, что там, где поверхность воды граничит с воздухом (раздел фаз жидкость-газ), действует особая сила, которая старается сократить площадь свободной, пограничной поверхности (думаю, что с понятием «площадь» младшеклассники уже знакомы из курса математики), удержать молекулы поверхностного слоя вместе. Это и есть сила поверхностного натяжения. Благодаря ей поверхностный слой воды словно образует тонкую невидимую плёнку. Помните, водомерка скользит по поверхности водоёма? Роса на листьях растения собирается в капельки-бусинки? А в невесомости «пролитая» жидкость приобретает форму шара. Попробуйте найти свои примеры проявления этого свойства жидкостей.

Вернёмся к нашему стакану. Конечно, прочность поверхностного слоя не безгранична, и рано или поздно упадёт последняя капля, которая порвёт «плёнку». Запомните, какая по счёту капля стала последней, и проведите аналогичный опыт с горячей водой. Пусть ребёнок перед вторым опытом выскажет предположение о том, более или менее прочным окажется поверхностный слой горячей воды? По окончании опытов вместе подумайте, почему он оказался менее прочным.

На фото видно, что внешняя стенка стакана уже намокла – поверхностная плёнка не выдержала.

Вторник

Продолжим исследовать влияние температуры на поверхностные свойства воды. Как вы думаете, одинакового ли размера капли горячей и холодной воды? Давайте проверим ваше предположение с помощью простого эксперимента.

Вам потребуются две одинаковых пробирки или два прозрачных пузырька небольшого объёма, холодная вода и только что вскипевшая вода, пипетка.

В первую пробирку мы накапали 20 капель холодной воды, а во вторую (той же пипеткой!) 20 капель кипятка. Невооружённым глазом видно, что столб холодной воды в пробирке выше, чем горячей. Измерение подтвердило, что высота столба холодной воды – 0,7 см, а горячей – 0,5 см, т.е. холодные капли крупнее горячих.

Причина кроется в слабости поверхностного слоя горячей жидкости, капля кипятка как бы не успевает «созреть» и срывается с кончика пипетки быстрее, чем холодная капля.

Много интересных опытов с водой можно найти в книгах учителя физики Анатолия Шапиро.

Среда

Сегодня мы занимались самопознанием*. Наверняка вы знаете свой вес и рост, но известно ли вам, допустим, расстояние от кончика носа до подбородка или размах ваших рук? Думаю, что нет. Однако из этих нехитрых измерений может получиться интересное исследование.

Уверена, что ваш ребёнок знаком с именем Леонардо да Винчи и, возможно, не раз видел рисунок Витрувианского человека. Да Винчи посвятил «Витрувианского человека» античному архитектору Витрувию, дабы проиллюстрировать его представления об идеальных пропорциях человеческого тела.

Источник изображения 

Интересно узнать, насколько соответствуют идеалу пропорции нашего тела? Вооружимся портновской лентой и будем измерять друг друга!

Начнём с размаха рук (так и тянет написать «с размаха крыльев»), который, согласно идеалу, должен быть точно равен росту. В реальной жизни он, конечно, почти равен росту. Сашин рост – 1 м 38 см, а размах рук – 1 м 32 см.

Теперь определим расстояние от линии волос до брови, а затем от брови доя основания носа и, наконец, от кончика носа до подбородка. По-витрувиански эти три размера должны быть равны друг другу. У Саши они почти равны: 7-6-7 см.

Ещё у идеально пропорционального человека длина лица (от линии роста волос до подбородка) должна равняться удвоенной ширине ладони (большой палец не участвует). У Саши ширина ладони составляет примерно 7 см, а это значит, что его лицо немного длиннее, чем у идеального человека – 20, а не 14 см.

При желании можно определить и другие пропорции, но мы пока ограничимся этими и перейдём к добыче не менее полезной информации: вычислим примерный вес нашего скелета. Для этого составим несложную формулу: вес (кг) ×12÷100. Саша подсчитал вес своего скелета и получил 3 кг 730 г.

Похожим образом попробуем определить, сколько весит наша кровь: вес (кг) ×7÷100. Сашина кровь весит 2 кг 170 г.
____________
*Автор идеи этого занятия Роман Борисович Соловьёв.

Четверг

Осень – подходящее время для посадки семян растений, которые обладают длительной всхожестью. Например, семена пальм прорастают лишь через 3-6 месяцев после посадки. Главное обеспечить им рыхлый грунт (торфогрунт или кокосовый субстрат) и температуру не ниже 20 ºС, а лучше ближе к 30 ºС. В каждый горшочек нужно посадить только одну косточку. На дно горшочка важно положить керамзитовый дренаж, чтобы предотвратить застой воды в нижних слоях грунта. Лучше посадить несколько косточек, потому что всхожесть семян пальм невысока.

Можно посадить косточку финика и вырастить из неё финиковую пальму, а мы сажали мармеладную пальму, семена которой привезла из Сочи орнитолог Ирина.

Кружок «Юные биологи Керженского заповедника»

Бутия головчатая (Butia capitata).
Источник фото

Пятница

Прогулка осенью, особенно в пасмурную и промозглую погоду идеально подходит для игр со словами.

Мы играем так: по очереди выбираем друг для друга буквенные обозначения на номерах проезжающих мимо нас или отдыхающих у обочин автомобилей, и составляем из них слова. Например, я задаю Саше номер С563БР. Отбрасываем цифры и используем только буквы. Он быстро придумывает слово «СоБоР». Если удалось придумать слово, в котором буквы следуют в том же порядке, что и на номерном знаке, то присуждаем 10 очков, а если они ещё и расположены подряд (например, «СБРуя»), то присуждаем 15 очков. Ну а когда получается вразнобой (например, «БуРСа»), то 5 очков. Заранее определяем, какое количество очков будет означать «стоп-игра» и придумываем маленький, но приятный приз для победителя.

Суббота

Положа руку на сердце, признаем, что мало кто из младших школьников любит писать. И уж точно мало кто из ребят согласился бы в субботу дополнительно заниматься письмом, выполняя очередные упражнения из учебников, тетрадей-тренажёров и иже с ними. Вот и мой сын не очень-то хотел посвящать свой законный выходной учёбе, поэтому сам придумал игру «Напиши пять…», ради которой охотно пишет по субботам.

Как играть? Это игра для двоих. Участвуют мама (или папа, бабушка, дедушка) и ребёнок. Каждый участник пишет, не подглядывая в листочки друг друга, 5 марок автомобилей, 5 книжных персонажей, 5 героев фильмов или мультфильмов, 5 животных, 5 растений, 5 имён, 5 городов, 5 рек и т.д. (темы согласовывают заранее). В конце игры определяют количество совпадений по каждому разделу. Сколько совпадений, столько раз нужно поцеловать друг друга. Сегодня мы выбрали темы: автомобили, герои книг, герои фильмов (мультфильмов), животные, растения. Наш итог – 5 поцелуев.

Воскресенье

Мы очень любим небольшие семейные импровизированные постановки по книгам, которые читали вместе вслух.

Недавно мы перечитали некоторые истории Туве Янссон про мумии-троллей и их друзей и нам, конечно, захотелось продлить сказку. Вот такой осенний лес долины муми-троллей получился у Саши.

Малышка Мю бродит среди мхов и, должно быть, ищет Снусмумрика, который прилёг среди голых осенних деревьев и прислушивается к своей внутренней музыке.

А Муми-мама присматривает за Сниффом – он так и норовит упасть в холодную осеннюю реку.

Веселые затеи предыдущей недели можно посмотреть здесь>>>