Дорогие родители, теперь вам не надо ломать голову и мучительно выдумывать интересные занятия для ребенка. Каждый понедельник мы публикуем веселое расписание с идеями на всю неделю. Занятия очень просты в исполнении, ими можно заниматься с детьми самого раннего возраста, к тому же без особых затрат времени и сил.

Понедельник

Официально зима ещё не началась, но поскольку снег уже прочно обосновался на наших улицах, можно составить список чтения о зиме, зимних праздниках, волшебстве, приключениях и научных исследованиях, конечно.

Художественные книги:
1. Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Правдивая история Деда Мороза», Время, 2016.

2. Аркадий Гайдар «Чук и Гек», Мелик-Пашаев, 2013.

3. Чарльз Диккенс «Рождественская ёлка», Махаон, 2015.

4. Елена Ракитина «Приключения новогодних игрушек», Речь, 2015.

5. Елена Ракитина «Страна новогодних игрушек», Речь, 2015.

6. Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик и Мышиный король», Речь, 2015.

7. Фрид Ингульстад «Кривуля», Мелик-Пашаев, 2013.

8. Николай Васильевич Гоголь «Ночь перед Рождеством», Дельфин, 2016.

9. Михаэль Энде «Пунш желаний», КомпасГид, 2013.

10. Михаил Алдашин «Рождество», Любимая книга, 2015.

11. О. Генри «Дары волхвов», Махаон, 2012.

12. Спиридон Вангели «Чубо из села Туртурика» (перевод Юрия Коваля), Речь, 2015.

13. Туве Янссон «В конце ноября», «Волшебная зима», Азбука, 2015.

14. Эмма Шедид-Адвенье «Дорогой Дед Мороз!», Клевер Медиа Групп, 2015.

15. Джон Рональд Руэл Толкин «Письма Рождественского Деда», АСТ, 2015.

16. Анна Никольская «Человек-мандарин», Нигма, 2016.

17. Руне Белсвик «Простодурсен. Зима от начала до конца», Самокат, 2015.

18. Станислав Востоков “Зимняя дверь”

19. Свен Нурдквист “Механический Дед Мороз”

Non-fiсtion
1. «Елка. Сто лет тому назад», Лабиринт, 2017.

2. Лена Шёберг «Горячие факты про лёд», Самокат, 2015.

3. Ольга Дворнякова «Книжка про снежинки». Настя и Никита, 2015.

4. Сергей Альтшулер «Почему снег скрипит под ногами», АСТ, 2015.

5. Марк Кассино, Джон Нельсон «Снег. Зимнее чудо», Манн, Иванов и Фербер, 2015.

6. Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Зима в лесу», Речь, 2016.

7. Виталий Валентинович Бианки «Лесная газета. Осень-зима», Амфора, 2013.

Вторник

На этой неделе приступим к изучению некоторых свойств воздуха. Воздух образует вокруг нашей планеты мощный слой атмосферы толщиной около 100 км. Являясь смесью газов, а, следовательно, молекул, воздух не может не оказывать давление на поверхности различных тел, в том числе на поверхность наших с вами тел. Давайте убедимся в том, что атмосферное давление существует.

Для опыта нам потребуются стаканы, бумага или пластиковая крышка от баночки со сметаной и т.п. Наполним стакан некоторым количеством воды, но не до краёв. Накроем отверстие стакана листом бумаги со сторонами приблизительно 15×15 см и плотно прижмём его ладонью. А теперь перевернём. Сначала из стакана вытечет немного воды, но затем мы увидим, что лист «держит» воду в стакане, словно приклеенный. Вместо листа бумаги можно использовать и более тяжёлую крышку от пластикового стаканчика, как на нашем фото. Она тоже «приклеится» и не упадёт.

Почему? Лист (крышку) удерживает атмосферное давление. Но ведь и в стакане есть воздух, который тоже давит на столб воды в перевёрнутом стакане? Разве его давление ниже атмосферного? Да! Дело в том, что когда мы перевернули стакан, то из него вытекло совсем немного жидкости, но этого оказалось достаточно, чтобы создать дополнительный объём для воздуха и тем самым снизить давление воздуха под дном стакана. Итак, в стакане давление воздуха ниже, чем атмосферное, поэтому лист бумаги буквально «присасывает» к стакану.

Теперь возьмём пластиковый стаканчик и повторим опыт, но при этом сделаем крошечное отверстие у дна (иглой или шилом). Этим мы уравняем давление внутри и снаружи стакана, поэтому вода мгновенно вытечет.

Среда

Поскольку мы утверждаем, что воздух представляет собой смесь молекул газов, давит, он совершенно точно занимает место в пространстве, хоть мы этого и не видим – ведь воздух бесцветен, прозрачен. Однако «увидеть» воздух на самом деле весьма просто.
Нам понадобятся глубокая миска с водой, пластиковая крышечка-поплавок и прозрачный стакан.

Аккуратно поместим поплавок на поверхность воды, которой мы наполнили глубокую миску. Перевернём пустой стакан и медленно опустим его в воду так, чтобы крышка-поплавок оказалась внутри. Мы заметим, что крышка погрузилась вместе со стаканом, но её поверхность при этом осталась совершенно сухой. Вода не заполнила стакан целиком, поскольку его уже наполняет воздух!

Исследуем ещё одно свойство воздуха – упругость. Упругость – это способность некоторых тел принимать исходную форму после сжатия. Поскольку воздух – смесь газов, сжать его не так трудно, например, с помощью шприца. Заткнём отверстие шприца пальцем (или ладошкой) и надавим на поршень. Под нажимом поршня воздух сожмётся, поршень продвинется, однако не до конца! Мы ощутим сопротивление воздуха, который стремится занять прежний объём. Стоит отпустить поршень, как сжатый воздух мгновенно вытолкнет его и займёт первоначальный объём.

Итак, при сжатии воздух ведёт себя как упругое тело.

Кстати, в первом опыте при погружении стакана в воду, мы тоже сжимали воздух. В момент погружения стакана уровень воды в нём поднимался и оказывал давление на столб воздуха, уменьшая тем самым расстояние между его молекулами.

Четверг

Предлагаем выполнить несколько головоломок, которые особенно понравятся детям, увлечённым конструированием из деталей лего. Кому-то они покажутся простыми, а кому-то, возможно, придётся серьёзно подумать. Кроме того, в младшем школьном возрасте порой не так трудно выполнить задание, как сложно понять описание задачи. Нетипичные формулировки заданий могут просто напросто сбить с толку, запутать. Подобные головоломки, на мой взгляд, хорошая тренировка не только пространственного воображения, но и умения читать техническое задание.

Головоломка 1. Дано 8 деталей, состоящих из двух кубиков лего. Задача: построить из них одну прочную деталь 4×2×2.

Решение: ясно, что получившаяся деталь должна быть «двухэтажной», по 4 исходных детали на каждом «этаже». Сначала отдельно расположим в пространстве элементы для первого и второго этажей, а потом объединим их друг с другом.

Головоломка 2. Дано 8 угловых деталей из трёх кубиков лего и одна основная деталь 4×2×1. Задача: прикрепить угловые детали к основному бруску так, чтобы все они располагались на одном уровне.

Решение: задача выполнима только в том случае, если каждая угловая деталь будет зафиксирована с помощью одного кубика, а два кубика будут находиться за его границами. Этапы решения показаны на фото.

Головоломка 3. Дано 6 деталей 2×2×1 и один кубик (на фото – розовый). Задача: собрать прочную фигуру так, чтобы розовый кубик не был виден ни сверху, ни снизу, ни с какой-либо другой стороны.

Решение: 4 детали следует расположить вокруг розового кубика и скрепить конструкцию двумя деталями сверху и снизу так, как показано на фото.

По материалам альманаха «Квантик»

Пятница

Сегодня займёмся «спичечной» математикой. Наша задача превратить неверные равенства в верные, поменяв положение только одной спички!

Равенство 1.
Неверное: 9+1=8. Верное: 8+1=9

Равенство 2.
Неверное: 8-6=6. Верное: 0+6=6

Равенство 3.
Неверное: 1+1=6. Верное: 7-1=6

Равенство 4.
Неверное: 5+1=5. Верное: 6-1=5

Равенство 5. А теперь попробуем поиграть с равенствами, которые записаны римскими цифрами. Если ребёнок ещё не очень хорошо помнит значения римских символов, то можно написать подсказки.

По материалам альманаха «Квантик»

Суббота

На прошлой неделе мы писали тайные послания лимонным соком, в этот раз протестируем ещё один способ.

Нам понадобятся картофельный крахмал, йод, вода, пульверизатор, бумага и кисть.

Одну столовую ложку крахмала поместим в кастрюлю или ковш, зальём одним стаканом холодной воды и станем нагревать на слабом огне в течение 10 минут, не допуская кипения. Когда клейстер достаточно загустеет, можно писать и рисовать секретные послания. А проявлять мы их будем следующим раствором: 20-30 капель йода на половину стакана воды. Дадим посланиям подсохнуть и обрызгаем их из распылителя водой с йодом. Внимание! В качестве пульверизатора лучше использовать небольшой аптечный или парфюмерный флакончик, который позволяет получить очень мелкие капельки жидкости.

Метод тайных посланий идеально подходит для того, чтобы повторять таблицу умножения. Можно писать примеры, которые ребёнку трудно запомнить, а он пусть проявляет их и называет верный ответ. Ребёнок, кстати, тоже может устроить вам экзамен. Саша меня пощадил и придумал для меня совсем простые задания.

Воскресенье

Любите ли вы бенгальские огни так, как любим их мы? Мы решили не дожидаться новогодней ночи, чтобы доставить себе удовольствие, а выйти на улицу воскресным вечером и порадоваться снегу и предстоящей зиме. Мы бродили по парку и представляли сказочный лес в долине мумии-троллей.

Веселые затеи предыдущей недели можно посмотреть здесь>>>