Дорогие родители, теперь вам не надо ломать голову и мучительно выдумывать интересные занятия для ребенка. Каждый понедельник мы публикуем веселое расписание с идеями на всю неделю. Занятия очень просты в исполнении, ими можно заниматься с детьми самого раннего возраста, к тому же без особых затрат времени и сил.

Понедельник

Знакомимся с понятием «инерция»

В повседневной жизни мы частенько говорим, что сделали что-то по инерции или называем кого-либо инертным, употребляя слово «инерция» в переносном значении. Давайте разберёмся, что же на самом деле означает этот термин.

Понятие «инерция» действительно произошло от латинского слова inertia, которое означает бездеятельность. Однако в физике инерция – это свойство тела сохранять свою скорость или покоиться до тех пор, пока на него не подействуют силы, способные изменить его первоначальное состояние.

Закон инерции открыл и сформулировал Исаак Ньютон: «Всякое тело продолжает удерживаться в состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние». Мы пока не станем приводить современную формулировку закона, поскольку она покажется сложной большинству младших школьников.

Лучше проиллюстрируем Первый закон Ньютона простейшим опытом.

Посадим на машинку с плоской крышей какую-нибудь мелкую игрушку, например собачку. Плавно разгоним машинку, а потом резко затормозим её о какое-нибудь препятствие. Собачка упадёт вперёд. Почему? Дело в том, что двигалась в нашем эксперименте не только машинка, но и собачка, ― её скорость была равна скорости машинки. Когда мы затормозили машинку, собачка продолжила некоторое время двигаться с прежней скоростью, т.е. по инерции.

А теперь разгоним машинку резко, толчком. Она тронется с места, а собачка мгновенно упадёт назад. И виной тому опять инерция. Когда машина быстро набрала скорость, собачка некоторое время ещё оставалась в покое. Машинка буквально уехала из под неё.
Вспомним поездки в общественном транспорте. Когда автобус рывком двигается с места, мы непроизвольно отклоняемся назад, а когда водитель резко тормозит, то мы отклоняемся вперёд. Инерция – универсальное свойство всех тел, обладающих массой, так что мы как физические тела тоже подчиняемся Первому закону Ньютона.

Видео этих опытов можно посмотреть на нашей страничке Вконтакте по ссылке

Вторник

Сегодня начнём исследовать некоторые свойства бумаги

Сначала выполним красивый опыт – цветы на воде. Нам понадобится цветная бумага разных видов (картон, тонкая бумага, бумага для принтера, акварельная бумага и даже газетная). Мы использовали очень тонкую (почти как газетная) цветную бумагу, а для сравнения – белую бумагу для принтера.

Из бумаги вырезали квадраты разной величины, сложили их пополам и снова пополам, а затем вырезали в форме лепестков растений. Лепестки украсили. Но на ход эксперимента это, конечно, не повлияет, так что украшение – дело добровольное. Когда все цветы были готовы, загнули лепестки так, что получились бутоны, и опустили их на воду. Лепестки из тонкой бумаги раскрылись при контакте с водой настолько быстро, что я даже не успела сфотографировать их нераскрывшимися А вот цветок из бумаги для принтера распускался постепенно на наших глазах.

Разгадка опыта в том, что в состав бумаги входят волокна целлюлозы – полимера глюкозы, который организует структуру клеточных стенок растений. Целлюлоза не растворяется, но хорошо набухает в воде. Набухая, разветвлённые волокна стремятся выпрямиться и раскрывают бумажные лепестки.

Среда

Завершим серию тайных посланий и протестируем третий вариант тайнописи – солью

Нам понадобятся соль, стакан с водой, кисть и чёрная бумага.

В стакан с водой станем добавлять соль до тех пор, пока она будет растворяться, т.е. получим максимально концентрированный раствор. Кистью на чёрной бумаге нарисуем или напишем солью своё послание и оставим его в тёплом сухом месте. Вода испарится, а соль, как мы уже знаем из предыдущих опытов, останется на поверхности бумажного листа.
Саша в своём послании сообщает мне, что на улице пошёл снег.

Четверг

Почему спички «убегают» от мыла?

Нам потребуются спички, жидкое мыло, широкая миска с водой. Аккуратно опустим спички на воду, а потом капнем рядом с ними немного жидкого мыла.

Что происходит? Спички энергично «разбегаются» от мыльного пятна.

Почему? Молекулы, из которых состоит мыло, притягиваются друг к другу слабее, чем молекулы воды. Когда молекулы мыла оказываются среди молекул воды, они не могут проникнуть (диффундировать) между ними и раствориться. Формируется мыльное пятно (плёнка) на поверхности воды, которое, распространяясь от центра к периферии, «увлекает» спички к краям ёмкости с водой.

Пятница

Сегодня займёмся «кухонной спектроскопией»

Любой химический элемент при горении придаёт пламени определённый цвет. Значит, по цвету пламени можно определить состав вещества? Да. Однако не всё так просто, как кажется. Оттенков пламени при горении разных веществ получается столько, что различить их на глаз далеко не всегда возможно. Но в 19 веке Роберт Бунзен (химик) и Густав Кирхгоф (физик) блестяще решили эту задачу и изобрели оптический прибор ― спектроскоп. Если расположить спектроскоп перед пламенем, то он различит множество его оттенков. Со временем учёные описали спектры, т.е. наборы цветовых полос, всех химических элементов. Установили, что для каждого элемента последовательности цветов всегда соблюдаются и неповторимы, как отпечатки пальцев разных людей.

Перед вами эмиссионный спектр (спектр излучения) натрия. И сегодня мы попробуем увидеть ярко-жёлтую линию спектра своими глазами, без спектроскопа, т.е. проведём качественную реакцию на натрий.

Опыт возможен только в присутствии взрослых!

Нам понадобится поваренная соль, она же хлорид натрия (NaCl), вилка и пламя газовой горелки.
Обычно цвет пламени газовой плиты синий, но если мы возьмём на вилку несколько кристаллов соли и поднесём к пламени, цвет быстро изменится и станет ярко-жёлтым.

Почему? Когда мы нагрели молекулы хлорида натрия, его атомы получили огромную порцию энергии, электроны ускорили свой бег вокруг ядер атомов и стали излучать эту энергию в видимом спектре, чтобы вернуть себе прежнее стабильное состояние. Свет, который излучают возбуждённые атомы натрия, – всегда ярко-жёлтый.

Так, без спектроскопа, мы смогли увидеть излучение натрия и определить, что в составе соли он точно присутствует.

Суббота

Давайте попробуем разобраться, как мы слышим

Опыт возможен только в присутствии взрослых!

Для этого создадим нехитрую модель барабанной перепонки и слуховых косточек с помощью воронки из пластиковой бутылки, полиэтиленовой плёнки, канцелярской резинки и пламени свечи.

Подготовим «барабанную перепонку», натянув плёнку на большое отверстие воронки. Зажжём свечу и станем громко дуть на плёнку со звуком «У-у-у-у-у-у!» или слегка выстукивать на ней кончиками пальцев какой-нибудь весёлый мотив. При этом узкое отверстие направим на пламя свечи. В обоих случаях мы увидим, что пламя будет отклоняться в такт колебаниям плёнки. Увы, на фото эти колебания поймать мне не удалось, но если вы проделаете опыт, у вас совершенно точно всё получится.

А если вы постучите по плёнке немного сильнее, то и вовсе затушите пламя свечи!

То же самое происходит, когда мы воспринимаем звуковые волны. Звуковая волна колеблет барабанную перепонку (полиэтиленовую плёнку нашей модели), эти колебания передаются трём косточкам – молоточку, наковальне и стремечку (так же как отклонилось пламя свечи, моделирующее систему косточек). Косточки передают сигнал по слуховому нерву в центр слуха головного мозга, где информация обрабатывается и распознаётся как тот или иной звук, который мы слышим. Таким образом, наше ухо – это всего лишь устройство, которое воспринимает и передаёт звуковой сигнал мозгу, которым мы, собственно, и слышим звуки. Однако, если это устройство «сломать», звуковые волны не будут достигать слуховых анализаторов головного мозга и человек перестанет слышать. На примере нашей модели мы видим, что если звуковая волна будет слишком мощной, барабанная перепонка может прорваться (перфорироваться), что приведёт к снижению слуха (вплоть до глухоты). В нашей модели сильное постукивание по плёнке потушило пламя свечи.

(Ну, а для родителей отдельная мораль – отиты у детей нужно лечить вовремя и профессионально, чтобы барабанная перепонка не пострадала.)

Воскресенье

Играем словами

Задача Саши – увидеть слова, спрятанные в буквенных змеях, которые я придумала для него самостоятельно. Сейчас многие сайты предлагают готовые задания, например, сайт «Реши-пиши». Но моему сыну оказалось гораздо интереснее разгадывать именно персональные шифровки, адресованные лично ему, с учётом увлечений и интересов.

Но, будь то задания с сайта или мамины выдумки, буквенные змеи прекрасно (и при этом весело и ненавязчиво!) тренируют технические навыки чтения.

Удачной вам недели!

Веселые затеи предыдущей недели можно посмотреть здесь>>>