Дорогие родители, теперь вам не надо ломать голову и мучительно выдумывать интересные занятия для ребенка. Каждый понедельник мы публикуем веселое расписание с идеями на всю неделю. Занятия очень просты в исполнении, ими можно заниматься с детьми самого раннего возраста, к тому же без особых затрат времени и сил.

Понедельник

Мой сын не очень любит письмо как процесс, поэтому я периодически придумываю варианты мотивации. Недавно мне-таки удалось найти максимально удачный – письмо и рисование пером. Не могу сказать, что это самый простой способ, но уж точно один из самых увлекательных! (Важно не забывать тщательно осушать перо салфетками после работы, чтобы поддерживать его в рабочем состоянии.)
Сначала сын упражнялся в письме, а потом почувствовал себя достаточно уверенно, чтобы приступить к рисованию тушью. На фото Саша рисует дружеский шарж на Александра Пушного – ведущего познавательной программы «Галилео».

А я попробовала нарисовать героиню наших любимых комиксов про Хильду и её необычных друзей.

Вторник

В предыдущих выпусках мы много экспериментировали с воздухом и водой, но, кажется, изучать их свойства можно бесконечно. Сегодня предлагаем вам сделать модель «картезианского водолаза», которую придумал Рене Декарт (Картезиус).

Источник фото

Повторить опыт Декарта можно с помощью пластиковой бутылки и стеклянной или утяжеленной пластиковой пипетки, заполненной водой не полностью. А вот бутылку, наоборот, необходимо наполнить до краёв и, выпустив воздух, плотно завинтить крышкой. Пипетка, погруженная в бутылку, будет плавать у самой крышки. Однако если чуть сдавить стенки бутылки, пипетка медленно пойдёт ко дну. Дело в том, что при сжатии бутылки объём воздуха в пипетке уменьшится (вода из бутылки устремится в пипетку), пипетка становится более тяжелой и опускается на дно. Когда мы прекращаем сдавливать бутылку, пипетка всплывает, поскольку воздух занимает прежний объем.

Мы с сыном сняли короткий видеоролик, который можно посмотреть тут или тут 

Среда

Оказывается, правильные многоугольники можно не только начертить с помощью линейки и циркуля, но и завязать из бумажных лент.
Пятиугольник можно получить, если полоску бумаги завязать обычным узлом, каким вы завязываете шнурки. Концы полоски нужно затянуть, разгладить и лишнее обрезать.

Для шестиугольника потребуются две полоски. Сложите первую полоску, как показано на фото, и проденьте в неё вторую. Теперь равномерно потяните за концы, сформируйте фигуру и обрежьте лишнее.

Идея обнаружена в альманахе «Квантик»

Четверг

Долгое время произведения искусства воспринимались зрителями исключительно как услада для глаз, предметы эстетического удовольствия. Между искусством и красотой практически стоял знак равенства. Однако с некоторых пор укоренился новый взгляд, согласно которому, искусство «обязали» пробуждать разум, предметы искусства стали носителями идей, отраженной мыслью художника и обрели право быть некрасивыми. Благодаря революционным взглядам французского художника Марселя Дюшана любой предмет нехудожественного мира получил шанс перебраться в пространство искусства и стать носителем идеи автора, творца. Дюшан открыл технику реди-мейд – искусство готовой вещи. Под взглядом художника уже готовый предмет может «переродиться». Ему будут присвоены другие качества, которыми он не наделен вне художественного пространства.

К идее реди-мейдов Дюшан пришёл не вдруг, сначала он «взбунтовался» против статичности живописи и нашёл способ изобразить движение жизни на бездвижном полотне. Так появилась «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912 г.

Вскоре появились и первые реди-мейды – готовые вещи под новыми именами, а значит и с новыми судьбами. Например, «Велосипедное колесо», 2013 г.

Скрытый шум», 1916 г.

И если сначала критики весьма холодно отнеслись к идеям Дюшана, а некоторые его работы стали причиной настоящих скандалов (вспомним знаменитый «Фонтан», 1917 г.), со временем искусствоведы оценили Дюшана как основоположника новой парадигмы искусства. У художника появились почитатели и последователи.

Идею реди-мейд особенно хорошо воспринимают и понимают дети. Они же легко присваивают и используют этот стиль искусства. Знакомство с работами Дюшана исподволь сформировало у моего сына привычку смотреть на весьма прозаичные вещи глазами художника, перемещать их из бытового пространства в мир, где каждый предмет получает шанс на второе рождение.

Так, чеснокодавилка (или как её правильно называют на кухне?) превратилась в Существо. И это настоящий реди-мейд!

Александр Мацков «Существо, чем-то похожее немного на нарвала, немного на динозавра, немного на кита», 2017 г.
Расскажите ребёнку о Марселе Дюшане – великом сказочнике и творце другой реальности – а всё остальное он увидит сам.

Что почитать о Дюшане родителям?

1. Кэлвин Томкинс: Марсель Дюшан. Послеполуденные беседы, 2014

2. Каролин Кро. Марсель Дюшан, 2016.

Пятница

Мы уже выясняли ранее, что цилиндр – устойчивая и удобная опорная конструкция. Из бумажных цилиндров можно получить бесконечное разнообразие архитектурных моделей. Скреплять их удобно с помощью степлера или клея.

Предложите ребёнку придумать своё здание из цилиндров. Каким могло бы быть его назначение – больница, пожарную часть, жилой дом, заводское сооружение…?

У Саши получилась научно-исследовательская лаборатория особо опасных инфекций.

Сыну так понравилось проектировать из бумажных цилиндров, что он придумал вариант цилиндрической парковки, в которую не так-то просто установить машины. Если чуть нарушить хрупкое равновесие конструкции, машинки мгновенно сыпятся на пол. Такая игрушка – замечательный способ тренировки крупной моторики.

Суббота

Бумажные полоски тоже оказались благодатным материалом. Из них можно не только завязывать многоугольники, но представлять немыслимые города будущего или просто экспериментировать с формами – сферами, треугольниками, многоугольниками и всевозможными их сочетаниями.

Воскресенье

Зима – благодатное время для натуралиста. Наблюдать за жизнью зимнего леса можно по следам на снегу. Конечно, увидеть следы кабана или лося – редкая удача, обычно эти животные сторонятся тропы, проложенной человеком. А вот зайцы, лисы, куньи, мышевидные грызуны, белки следят активно и с удовольствием.
Зимой в лесу не обойтись без лыж и «Спутника следопыта» Александра Николаевича Формозова или определителя Вадима Гудкова «Следы зверей и птиц».

Первые шаги по тропе и сразу удача – крупные следы зайца беляка! Когда заяц прыгает, он выносит вперёд более крупные задние лапы, поэтому по его следу легко определить и направление прыжков.

Одиночный след зайца (наше фото)

Следы зайца при более медленных (слева) и более быстрых (справа) прыжках (по Формозову А.Н.)

Цепочка следов зайца (наше фото)

А вот так выглядит более «старый» заячий след, уже порядком заснеженный.
Рядом мы обнаружили и следы, напоминающие лисьи. Конечно, по старому, запорошенному следу на глубоком снегу трудно определить наверняка того, кто его оставил, но признаки лисьего следа довольно характерны: она ступает след в след, поэтому оставляет характерную цепочку одиночных следов, часто пользуется заячьими тропами.

Лисий след (по Формозову А.Н.)
Вскоре мы набрели на следы белки и поблизости обнаружили на ели её гнездо из веток – гайно. Вопреки распространенному заблуждению белки крайне редко живут в дуплах. Они, конечно, могут набрести на подходящее заброшенное дупло, но их основное место жительства – гнездо. Подробнее о беличьих гнездах можно почитать тут 

Рядом с беличьими следами вы, скорее всего, обнаружите и следы их деятельности – погрызенные еловые шишки.

Беличий погрыз (по Формозову А.Н.)

Беличье гайно
Если лес, в который вы отправитесь, пойменный, то, возможно, обнаружите бобровые хатки и даже свежие, зимние бобровые погрызы (бобры не спят зимой).

Бобровый погрыз
Фотографии выполнены во время поездки в Керженский заповедник (15.01.2017)

Удачных вам наблюдений!

Веселые затеи предыдущей недели можно посмотреть здесь>>>