Жанр: книжка-картинка, познавательная литература
Тематика: поиск ответа на вопрос, зачем ходить в школу
Ключевые слова: школа, вопрос, учимся думать, учительница, первоклассник
Знания и навыки: Вслед за маленьким Алексом, читатель учится правильно формулировать свой вопрос и анализировать полученные ответы. Он видит перед собой пример настойчивости, стремления во что бы то ни стало докопаться до истины. Книга также предлагает вариант ответа, зачем ходят в школу.
Для какого возраста: 4-7 лет
Для чтения родителями детям

 

Купить на Ozon.ru • 154 руб. Купить в Лабиринте • 185 руб.

Книга с рассуждениями о школе для дошкольников – это конечно не традиционно, но вполне объяснимо. Написана-то она была французом, а почти везде в Европе, да и в США в школу идут с 4-5 лет. Так что и книга адресована вовсе не семилетним первоклассникам, а более младшим детям, тем, которых мы привыкли называть «старшими дошкольниками». Это вовсе не значит, что для русскоязычных детей, которые в этом возрасте ещё ходят в детский сад, книга не актуальна. Книжка-то довольно хитрая – она не только и не столько рассказывает о школе, сколько учит правильно задавать вопросы, искать и анализировать полученные ответы и, главное, не сдаваться, пока проблема не решена.

Книга построена в форме беседы между мальчиком Алексом, его мягкой игрушкой Пухликом и разными людьми и предметами, которые Алекс встречает в школе. Мальчик впервые пришёл в школу и задаёт всем один и тот же вопрос: «Зачем я хожу в школу?» Полученные ответы не удовлетворяют мальчика – он или не соглашается с ними, или считает их недостаточно полными или вообще воспринимает реплику как ответ на совсем другой, не его, вопрос. В беседе ему помогает Пухлик, он, как взрослый, направляет мысль мальчика, помогает посмотреть на вопрос и ответ с разных сторон. Эта реакция на простые реплики, первая попытка анализа чужих слов, к которой мальчика подталкивает Пухлик, – очень хороший образец для начинающих мыслителей. Мальчик не принимает ответ в форме «а, понятно, ну ладно», он сомневается, переспрашивает, не соглашается, знакомится с другими точками зрения.

– Скажи, лестница, зачем ты в школе?
– Ах, – вздыхает лестница, – я здесь уже так давно! По мне всё время бегают и прыгают. Я так устала! Больше не могу.
– Хм… Лестница говорит, как она себя чувствует, а не зачем она в школе.

– Скажи, кукла, а ты зачем в школе?
– Потому что я ищу новых друзей. А в школе у меня их много! – отвечает кукла.
– Заводить друзей не так-то просто! – восклицает Алекс. – А когда они есть – иногда мы спорим и ссоримся.
Пухлик успокаивает Алекса:
– Так-так! Даже если мы иногда ссоримся, то всё равно остаёмся друзьями. Не обязательно всегда и во всём соглашаться.

В конце учительница отвечает на вопрос Алекса: «Думаю, что мы ходим в школу для того, чтобы учиться задавать вопросы и искать ответы». Так что, кажется, Алекс на всём протяжении своего первого школьного дня делал то, чем и нужно заниматься в школе: учился правильно формулировать проблему и искать её решение.

Автор книги, Оскар Бренифье – это явный фаворит издательства «Клевер-Меди-Груп». Они выпустили уже довольно много книжек этого французского философа, который в отличие от многих других философов не пишет статьи непонятными словами, а работает с детьми, учит их задавать сложные вопросы и не бояться рассуждать и искать на них ответы. Бренифье считает, что философия должна быть в жизни каждого человека, придавать ей глубину и осмысленность и именно философия в форме обсуждения важнейших вопросов бытия и сознания может стать основой диалога между детьми и родителями. Большинство книг Бренифье, представленных Клевером российскому читателю, адресованы детям среднего школьного возраста. Данная книга является первой в серии «Малыши рассуждают». Также в ней появятся книги на другие, не менее интересные темы: «Скажи, мама, почему я есть на свете?» и «Почему я не могу делать, что хочу?» Как и в первой книге, Оскар Бренифье покажет малышам, как непросто и как интересно рассуждать самостоятельно.

Оскар Бренифье. Зачем я хожу в школу? – М.: Клевер-Медиа-Груп, 2012. – 26 с., ил. – ISBN: 978-5-91982-074-1


Другие рецензии на книги для дошкольников:

История в стихах про кота Тимоти Скотта
Сказки с картинками, но без разговоров
Книжка-картинка: Чтобы не было скучно!