Белорусский дуэт авторов Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский порадовал нас очередной книжкой — роман-сказка «Москвест» — М.: Время, 2011. — 432 с. — ISBN 978-5-9691-0705-2.

Жанр: фантастика, книга о подростках
Тематика: России глазами современных подростков
Ключевые слова: Москва, история России, путешествие во времени, первая любовь, взросление
Знания и навыки: Читатель вспомнит события истории России разных веков, узнает новые факты и обстоятельства нашей истории , задумается о смысле и значении исторических событий. Один из читателей даже сказал, что эта книга заменит ему учебник по Москвоведению. Также вместе с героями читатель задумается о вопросах личной ответственности за себя и за другого человека, более того, осознает, что на каждом лежит своя доля ответственности за жизнь и благополучие своего времени.
Для какого возраста: 12-15 лет
Для самостоятельного чтения

 

Купить на Ozon.ru • 334 руб. Купить в Лабиринте • 319 руб.

С самого начала не было чёткой уверенности, действительно ли радоваться? В новой книге, «Москвесте», современные подростки попадают в прошлое и получают возможность, как герои любимого в народе фильма, «увидеть древнюю Москву». А история, мы знаем, область неоднозначная. Кроме того, это не первая книга авторов, в которой они пытаются привязать сюжет к реальным историческим событиям, в «Правдивой истории Деда Мороза» уже была сделана попытка пройти вслед за героем по интересным и трудным моментам истории России XX в., и не везде эта попытка удалась. К счастью, земля вертится, деревья растут, и эти авторы тоже не стоят на месте – «Москвест» не вызывает тех возражений, которые возникали у меня при чтении «Правдивой истории…» Книга явно удалась!

Как любую действительно хорошую книгу, эту трудно однозначно отнести к какому-либо жанру. С одной стороны, это, понятное дело, фантастика. Двое подростков попадают в прошлое, переживают там приключения, рассуждают о событиях, пытаются по мере сил и способностей дать им оценку, становятся участниками той или иной эпохальной сцены. Кроме собственно фантастической и приключенческой составляющей в «Москвесте» явно просматривается познавательный аспект, благодаря отступлениям, размещённым в тексте. Ещё «Москвест» – это история взаимоотношений и любви, рассказ о взрослении и понимании. Сами авторы (или редакторы) определили книгу как «роман-сказка». Да и название говорит само за себя. Мы точно знаем, что в компьютерных квестах героям для движения вперёд необходимо решать какие-то задачи и головоломки. Так же дело обстоит и в книге – подросткам Маше и Мише никак не вернуться в своё время, если они не смогут что-то вспомнить и понять о той эпохе, в которую они попали.

Всего герои книги совершают девять временных скачков. Вначале они оказываются на месте зарождения Москвы, на 1000 лет раньше своего времени, затем попадают в 1147 год, где знакомятся с князем Юрием Долгоруким. Застают они нашествие монголов в XIII в., знакомятся в XIV в. с князем Иваном Даниловичем, по указу которого был построен Успенский собор, а затем с его внуком, Дмитрием Александровичем, прозванным Донским. В XVI в. ребята в царствование Ивана Грозного служат толмачами у английского посла, а в царствование сына Ивана Грозного, Фёдора Иоанновича, работают в мастерской Андрея Чохова. Посетив под конец Москву середины XIX в. и 30-х гг. XX в., Маша и Миша наконец понимают, как им вернуться домой.

Очень интересно авторы вписывают похождения своих героев в контекст эпохи. По поверью XVI в., чтобы колокол благополучно висел и звонил, нужно было «раззвонить» по городу интересный слух, придумать сплетню. Маша и Миша выдумывают и разыгрывают историю несчастной любви, расстроенной свадьбы, так что в Москве якобы рождается городская легенда о невесте-призраке, а на Лубянке современный художник в память об этой легенде создаёт скульптуру «Голуби». Самое необычное здесь то, что авторы и не подозревали о том, что эта скульптура и правда есть на Пушечной улице, как раз рядом с той церковью, где герои якобы разыгрывают свой красивый спектакль. Голубей поставили в 2005 г., по какому поводу, можно только догадываться, но придуманный авторами, по-моему, прекрасен. Или взять, например, историю с портретом, который помещик XIX в. пишет якобы с Маши. Да мало ли в наших галереях портретов неизвестных художников с изображёнными на них неизвестными девушками?

С самого начала, ещё в предисловии, сказано, что в слове «Москвест», главное слово – это «квест», и никакой альтернативной концепции истории России авторы создавать не собирались. Тем не менее, они не только безудержно и довольно интересно фантазируют. Затронуты реальные события, обстоятельства и персонажи разных времён, в которых побывали подростки. Также довольно часто в тексте встречаются упомянутые уже выше отступления с подзаголовком «Кое-что из истории». Эти вставки весьма небольшие и лаконичные, но очень интересные. Видно, что авторы не поленились заглянуть в источники и работы профессиональных историков, и многое узнать. Например, что прозвища «Долгорукий» и «Калита» знаменитые московские князья получили уже много позже своей смерти, что такое «била» и когда на Руси начали чеканить свою монету, кто защищал Москву во время нашествия Тохтамыша и многое другое. Важно, что все отступления написаны в контексте основной истории, поэтому прекрасно запоминаются и весьма обогащают сюжет. Не исключено, что у книги найдутся критики, которые упрекнут авторов за отрывочность и поверхностность. Но упрёк такого рода не будет звучать справедливо: это – не дидактическая сказка, это прежде всего увлекательная беллетристика.

По ходу книги, герои обсуждают то, что видят вокруг, оценивают происходящее. Оценки эти, как безличные, данные в исторических отступлениях, так и звучащие из уст героев, противоречия не вызывают. Всё правильно герои говорят. Но именно в этих мнениях и просвечивает современность, из них понятно, что мы всё-таки в первую очередь взяли книжку для того, чтобы был ещё один повод поговорить о современных подростках и современном мире, а исторический колорит вокруг – ну просто потому, что так очень интересно получается. Взять, например, диалог главной героини Маши и английского посла якобы XVI в.:

— Господи, — тихо сказала Маша, — да что ж это такое! Неужели вы о нашей стране… земле… ничего хорошего сказать не можете?
Посол задумался.
— Ну отчего ж, — сказал он, — город у вас красивый… Как выезжаешь с дороги, прямо дух захватывает: купола сияют, крепость красивая белая. Как она у вас называется?
— Кремль, — подсказала Маша.
— Да, Кремль… И люди у вас хорошие. Много хороших людей. Но правят ими дурные бояре и надутый царь. Приказали — и все побежали на улицы нас встречать. Знаете, какая толпа была, когда мы по городу ехали? Домов не видно! Я спрашиваю: зачем, мол, эти люди тут стоят? А мне отвечают, что это для того, чтоб показать могущество русского царя. Так в чем могущество, а? Куча народу, всех от работы оторвали, под ногами у коней вертятся… Дурь…
Маша хихикнула.
— Миш, у меня подруга живет в Минске. Она рассказывает, что их там до сих пор гоняют на праздники флагами махать…

В общем-то понятно, что рассуждает это не иностранец середины XVI в., а вполне современник. С другой стороны, важно, что в книге вместо великодержавного ура-патриотизма, который превозносит все достоинства и игнорирует любые недостатки, повторяет стереотипы историографии в ущерб объективности, звучит призыв не критиковать или превозносить, а работать и стараться что-то изменить к лучшему.

— У меня такое ощущение, что меня помоями облили, — сказал Миша. — Приехал в страну, всех опустил, всех ненавидит. Царь — дурак, бояре — индюки… А сам-то? Можно подумать, у них там лучше!
— Значит, лучше, — тихо ответила Маша.
— И ты туда же! — взвился Мишка. — Нельзя же так! Нужно любить свою страну!
— Да? — спросила Маша. — А мне кажется, что любить мало… Нужно еще и что-то менять… Пора уже, тебе не кажется?

От начала к концу герои взрослеют и меняются, узнают, что такое ответственность за себя и за других, что такое любовь. Из своего путешествия они выносят очень важное понимание: не надо выискивать недостатки и ошибки прошлых лет, не стоит искать «золотой век», правильнее всего в своём времени стараться сделать всё возможное, чтобы стало лучше.