Фигура первая, теоретическая

Фигура вторая, практическая

Последовательность

Не стоит хвататься за всё сразу или то за одно, то за другое. Лучше выработать алгоритм действий. Для этого нужен план хотя бы на неделю. Лучше на месяц, а то и на полгода-год. И лучше закрепить предыдущий материал прежде, чем переходить к новому, даже если мама устала от одного и того же (а вот тут банк идей в помощь – одну и ту же тему можно закреплять разными способами).

Каждый день понемногу заниматься чем-то из каждой категории (например, подвижных игр и развития речи ну никак не избежать – это естественные процессы у деток). Я, как правило, в определённый день недели беру какое-то довольно сложное и объёмное по времени занятие и в течения дня включаю два-три небольших упражнения из других категорий, подчас дети даже не понимают, что это они не играют, а занимаются.

Кстати, об игровой деятельности

Вся жизнь ребёнка проходит в игре, поэтому бессмысленно с наскока усаживать малыша за стол, раскрывать учебник и делать упражнения – это всё придёт, но не сразу. Но начинать только с игр. И продолжать в игре. И вообще, поменьше формализма. Не хватает фантазии – существует множество книг и ресурсов, отвечающих на запрос «игры с буквами» или «весёлая наука».

План

Не пишите подробную простыню с множеством мелких деталей. В воскресенье проанализируйте прошедшие 5-7 дней и решите, на что делаете упор всю неделю. Если нет чёткого расписания, которого строго придерживаются, хотя бы отмечайте у себя, чем занимались с малышом с понедельника по пятницу, а то может статься, что рисовали пять раз, потому что три раза он не хотел рассматривать карточки со слогами, да и у мамы не было настроения возиться с бесконечным ма-мо-му-мы.

А повторять придётся много. Вы же видите, с каким энтузиазмом смотрится один и тот же мультфильм в сотый раз, каждый раз как в первый? Поэтому при всём разнообразии всё равно найдутся игры и упражнения, которые будут исполняться на бис.

Если расписание необходимо, то вы, скорее всего, будете использовать какое-то базовое пособие или книгу – там материал уже должен быть разбит достаточно равномерно, останется подобрать дополнительные игры и распределить нагрузку по дням. Вот тут пригодится календарь-планер.

План не догма! Мама решила, что к новому году отпрыск будет читать Шекспира в оригинале, а он дальше «my name is Vova» не продвинулся. Может, надо дать немного больше времени Вове или вовсе отменить не нужный пока ему английский и добавить подвижные игры?

Время и продолжительность занятий

Я всеми руками за режим дня и фиксированное время для занятий. Но есть дети (и родители), которым проще интуитивно выстраивать свою жизнь вокруг основных событий и без привязки ко времени. Это сложнее, но мама знает своего ребёнка и сможет увидеть момент, когда уместно предложить почитать слоги или поиграть со слайдером состав числа. Ведь даже чтобы порисовать или сделать фигурку из пластилина нужно настроение.

Так, сын у меня любит заниматься по утрам, после завтрака, а дочка – под настроение и по погоде. И никакая на свете сила не сдвинет её с места, если у неё в планах, как говорят сейчас, «ходить грустненькой».

10-15 минут – это ваш максимум. Потом малыш начинает уставать, отвлекаться, вот тут надо будет его поднять, растормошить, рассмешить, в общем, переключить. Иной раз 5 минут будет достаточно, чтобы выполнить несложное упражнение.

NB преподаватели часто говорили нам: «сколько лет ребёнку – столько минут он сидит спокойно», в целом, это действительно так.

Фигура третья, лирическая

Мама должна знать, зачем она занимается с ребёнком (я не имею в виду, похвастать перед подругами или отчитаться перед свекровью), а также как и когда она будет это делать.

У мамы должен быть запас идей для игр, поделок и упражнений.

И самое главное, у мамы есть желание и собственный интерес. Если вам не нравится заниматься с малышом, вряд ли стоит ждать ответного энтузиазма. Дети прекрасно считывают и настроение, и настрой взрослого, с которым взаимодействуют.

Мы в Vkontakte                           Мы в Facebook