Вопрос, стоит ли разбираться в тонкостях истории и теории живописи человеку, не причастному к миру искусства, по-прежнему является предметом споров. Многим, например, ничуть не мешает полное незнание отличий стиля барокко от классицизма или, например, отсутствие сведений о том, чей именно портрет Рембрандт писал более сорока раз.

Нужно ли специально учить ребёнка различать художников и стили живописи, когда есть google? Пожалуй, да. И дело не только в том, чтобы малыш смог удивить бабушку и соседку рассказом о том, чем интересен импрессионизм и почему Моне предпочитал творить на свежем воздухе. Само по себе знание, что есть такая профессия, как художник, умение анализировать изображение, определять его тему, сюжет и видеть авторское начало, преломляющее реальность, существенно расширит картину мира ребенка, поможет ему понять, чем искусство отличается от самовыражения вообще, и добавит в его интеллектуальный арсенал ряд ценных навыков для работы с информацией.

Даже если вы живёте далеко от Третьяковской галереи или музея Метрополитен, у вас есть все шансы довольно подробно узнать о знаменитых художниках и их шедеврах, ведь нынешний выбор книг, образовательных видео и интерактивных приложений на эту тему очень велик! Хорошим дополнением в эту копилку стала и новая образовательная настольная игра «Картины. Моя большая выставка», выпущенная издательством «Манн, Иванов и Фербер». Автор игры – Сьюзан Ходж, британский художник, искусствовед и педагог, член Королевского общества искусств и автор множества научно-популярных книг по истории и теории искусства для детей и взрослых.

Состав игры

Книга с правилами игры, информацией о художниках и их шедеврах, основными терминами.

54 игровые карточки из плотного ламинированного картона размером 10*15 см (по 4 карты 12-ти разных стилей и ещё 5 специальных «карт новостей»). На каждой карточке размещена репродукция картины, её название и имя художника, ряд пиктограмм с характеристиками шедевра и вопрос викторины, касающийся картины, жизни художника или его творчества.

Как играть?

Книга-руководство предлагает несколько вариантов игры, общая черта которых – максимально простая механика. Здесь не предполагается какой-либо интересной стратегии или настоящей состязательности, по всему видно, что автор делал упор только на образовательную составляющую: играть стоит не ради азарта или поиска интересных решений, а для того, чтобы в более-менее занимательной форме поговорить о живописи. Игрокам предстоит собрать у себя определённый набор карт (три карты с одной темой и четыре в одном стиле), померяться ценностью картин, выпавших случайным образом, или же, следуя правилам, угадывать тему выставки, имя художника. Можно просто отвечать на вопросы викторины и рассматривать карточки.

10 художников, с шедеврами которых познакомится ребенок

  • Леонардо да Винчи
  • Диего Веласкес
  • Жан Огюст Доминик Энгр
  •  Уильям Тёрнер
  • Эдуард Мане
  • Пьер Огюст Ренуар
  • Винсент Ван Гог
  • Василий Кандинский
  • Марк Шагал
  • Сальвадор Дали

…и ещё 38 имён!

10 новых слов, значение которых станет понятным в ходе игры

  • Ренессанс
  • Объективность
  • Барокко
  • Фреска
  • Классицизм
  • Автопортрет
  • Романтизм
  • Гравюра
  • Импрессионизм
  • Импасто

…и десятки других!

10 интересных вопросов, на которые вы сможете легко ответить после знакомства с игрой «Картины. Моя большая выставка»

  • Какой новый тип красок использовал ван Эйк?
  • Как называется живопись по сырой штукатурке?
  • Что необычного было в записях Леонардо да Винчи?
  • Сколько иностранных языков знал Рубенс?
  • Что Тёрнер писал лучше других?
  • Как Делакруа выражал на холсте сильные эмоции?
  • Почему работы Мане шокировали многих людей?
  • Почему Курбе говорил, что не смог бы написать ангела?
  • Сколько изображений танцовщиц написал Дега?
  • На что, по мнению Кандинского, должна быть похожа живопись?

…и ещё 38 вопросов!

Минусы

Слишком маленькие размеры большинства репродукций. Впрочем, понятно, что живописные полотна площадью несколько метров, не так уж просто уместить на карточке размером 10*15 см.

Автор приводит только двух художников, имевших хоть какое-то отношение к России: В. Кандинского и М. Шагала. Вообще говоря, даже в информационной брошюре лишь изредка указано, из какой страны был тот или иной художник.

Конечно в рамках одной игры не удалось охватить все разнообразие стилей и направлений живописи, так что совершенно не упомянутыми остались традиционные национальные стили живописи (например, японская и китайская), фовизм, соцреализм, примитивизм и др.

Также стоит почитать на эту тему
• Аманда Реншау. Детям об искусстве. Книга 1, 2. – М.: Искусство – XXI, 2014.
• Мари Селье. 10 моих первых картин. – М.: Клевер-Медиа-Груп, 2013.
• О. Бренифье. Что такое красота и искусство? – М.: Клевер-Медиа-Груп, 2013.
• Э. Бортон де Тревииьо Я, Хуан де Пареха. – М.: Розовый жираф, 2012.
• Я. П. Схюттен Девочка в золотом платье. – М.: Пешком в историю, 2015.
• Ф. Барб-Галль. Как говорить с детьми об искусстве. – СПб.: Арка, 2012.

Мы в Vkontakte                           Мы в Facebook

 


Другие рецензии:

Великие русские живописцы

Знакомство с личностями, которые выступали за новые пути в искусстве и продвинули русскую живопись на более высокий уровень, помогает осознать, что всегда нужно искать свой особый путь и бороться за то, во что ты веришь.
читать далее »

Кем быть? – Шофёр

С помощью этой книги ребёнок узнает о профессии шофера и о том, чему нужно научиться, чтобы стать шофером. Также рассказано о правилах дорожного движения и раскрыты особенности работы и виды транспорта.
читать далее »

Смотреть и немного читать

Кажется, что дети, привыкшие к сплошному интерактиву, почти наверняка заинтересуются всеми этими многочисленными клапанами и секретиками, полюбуются на красивые картинки наконец-то с печатной страницы, а не с экрана монитора, да ещё и узнают что-то новое.
читать далее »